
Внимание!
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментарии (2)
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
Развитие - процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению качественных, количественных, количественных, структурных преобразований в психике человека.
Основными свойствами развития являются:
- необратимость
- направленность
- закономерность
Необратимость - способность накапливать изменения, надстраивание изменений над прежними.
Направленность - способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.
Закономерность - способность системы к проведению однотипных изменений у разных людей.
Процесс развития не универсален и не однороден. В ходе развития присутствуют 2 линии:
- прогрессивная
- регрессивная
Психология проблемы развития системы разрабатывается в рамках генетической психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии.
Акмеология - изучают объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности, достижения человеком вершин своей деятельности.
Чтобы понять развитие. необходима временная протяженность, на которой она совершается. В зависимости от этого можно заметить 4 рада примет:
- филогенез
- антропогенез
- микрогинез
Филогенез - развитие вида, предполагающее временную дистанцию, включая развитие жизни, зарождение видов, их изменения, т.е. всю биосоциальную эволюцию.
Антропогенез - развитие человечества во всех его аспектах: культурной, социальной, это часть фиологенеза, начинающаяся с возникновение homo sapiens и завершающейся сегодняшним днем.
Онтогенез - индивидуальное развитие, временная дистанция длинною в человеческую жизнь (зачатие - смерть).
Принатальное развитие занимает особое место в силу зависимости жизненных функций от материнского организма.
Микрогенез - актуальный генез, наиболее короткая временная дистанция, охватывающая возрастной период, в течении которого происходят изменения психических функций личности и поведения человека.
@темы: возрастная психология
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
Цели и задачи тренингов
При построении как тренинга в целом, так и отдельных
занятий, следует определить цель проводимой работы, продумать и сформулировать
задачи, требующие решения. Цели и задачи служат «путеводными маяками» в работе,
основой выбора используемых в тренинге упражнений, именно на них делается
акцент при обсуждении упражнений и получения обратной связи.
В тренингах обычно ставятся следующие группы целей:
·
Изучение психологических закономерностей,
механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы
эффективного и гармоничного общения с людьми.
·
Содействие процессу личностного развития,
реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня
жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
·
Развитие самосознания и самоисследования
участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе
внутриличностных и поведенческих измерений.
·
Исследование психологических проблем участников
группы и оказание помощи в их решении.
·
Улучшение субъективного самочувствия и
укрепление психического здоровья.
Для тренингов общения наиболее специфична первая группа
целей, для тренингов личностного роста – вторая. Цели из групп 3-5 являются
преимущественно психотерапевтическими и психопрофилактическими.
Цели конкретизируются в задачах.
Задачи должны отражать конкретные результаты, достижение
которых планируется в ходе работы, а не носить характер абстрактных рассуждений
или лозунгов.
Результаты, достижение которых намечено в задачах, должны
быть, по возможности, сформулированы в позитивных терминах.
Решение поставленных задач должно быть адекватно сущности
тренинга как метода активного социально-психологического обучения.
Задачи должны быть реалистичны, т.е. достижимы в условиях
тренинга с учетом отведенного для занятий времени. В то же время задачи не
должны быть слишком простыми.
Достижение планируемых результатов должно быть
принципиально проверяемо: или на уровне объективного изучения вызванных
тренингом изменений, или хотя бы на уровне самоотчетов участников.
@темы: групповая психотерапия, полезное, психотерапия
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal

перейти по ссылке
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
необходимо разбить группу на две или три подгруппы по пять-шесть человек в каждой.
упражнения
Команды располагаются по кругу, Задача, поставленная ведущим, такова: поочередно называть эмоции или чувства, которые может переживать человек. Этот конкурс можно организовать по-разному. Если в каждой команде равное число игроков, то какую-либо эмоцию должен назвать каждый член команды, затем ход передается другой команде. В случае неспособности кого-то в течение десяти секунд назвать нужное слово, всей команде записывается штрафной балл. Другие члены команды должны молчать, а называть эмоцию должен тот, до кого дошла очередь. Этот вариант конкурса довольно труден, поскольку требует обязательного включения всех участников, даже тех, кто не очень быстро соображает.
Если же число ребят не равно или если ведущий не хочет ставить ребят в слишком жесткие условия, можно ограничится называнием по одной эмоции от каждой команды. При этом совершается по крайней мере десяток кругов. Ведущий внимательно следит за тем, чтобы названия чувств и эмоций не повторялись и чтобы вместо переживаний не назывались качества характера. неплохо, если ведущий успевает фиксировать все названные эмоции на классной доске или планшете (на последующих этапах эти записи могут пригодиться).
Каждая команда задумывает какое-либо слово, связанное с эмоциональной сферой. Это может быть название какого-либо переживания, а может быть понятие, означающее форму переживаний, например, "стресс", "аффект" или "страсть" (конечно, в случае, если на предыдущих занятиях участники группы уже знакомились с этими понятиями). Нужно объяснить соперникам, что означает это слово, раскрыть его содержание, но само слово при этом не называть. В случае конкретного переживания не возбраняется кратко и четко описать ситуацию, в которой это переживание может возникнуть. Соперники должны после тридцатисекундного размышления определить слово. Если команд три, то возможность ответа предоставляется той команде, представитель которой быстрее поднял руку. В случае правильного ответа именно этой команде дается право загадать свое слово. Если нет - пытаются другие. В этом конкурсе ведущему следует оценивать не только ответы, но и сами задания - определения соответствующих слов: они должны быть ясными, понятными, полными, конкретными. Можно ограничиться одним понятием со стороны каждой команды, но если позволяет время, неплохо было бы задумать по три слова.
Команды выстраиваются в колонны (вот тут уже обязательно, чтобы в каждой из них количество игроков было равным; в противном случае "лишнего" участника ведущий просит быть своим ассистентом, в обязанности которого входит следить за соблюдением правил провидения конкурса). Необходимо заранее приготовить карточки с названиями эмоций. Примерный набор: радость, вина, обида, грусть, удивление, интерес, гнев. спокойствие, отвращение, страх, презрение, стыд, горе. Указанный список может быть дополнен, в частности, из того набора, который фиксировал ведущий во время проведения первого упражнения.
Процедура "Передачи чувств" состоит в следующем: участники, оказавшиеся в колоннах последними, поворачиваются к ведущему и вытягивают из стопки карточек с названиями эмоций по одной карточке. Поразмышляв требуемое время над тем, как можно невербально изобразить указанную в карточке эмоцию, они дотрагиваются до плеча стоящего перед ним участника; он оборачивается и наблюдая за мимикой и пантомимикой первого игрока; далее эмоция невербально передается по цепочке. После того как эмоция пройдется по всем участникам, ведущий предлагает каждому из них изобразить эмоцию, которую они получили, а затем назвать ее. Ответ сопоставляется с надписью на карточке.
При подведении итогов конкурса учитывается и скорость передачи эмоции по цепочке, и правильность ее определения.
"Эмоциональные загадки"
В этом конкурсе три серии. В первой серии каждая из команд задумывает какую-либо эмоцию из списка, заранее заготовленного ведущим, после чего отправляет своего представителя к команде-сопернице. Задача "делегата" - молча выслушать слово, задуманное соперниками, которое те сообщают ему "на ушко". "Делегаты" возвращаются к своим командам и после двухминутной подготовки невербально изображают своим соратникам задуманное слово. У каждой команды есть три попытки для угадывания.
Во второй серии конкурса командам предлагается задумать не только эмоции из ограниченного списка, но и вообще любое переживание.
В третьей серии команды имеют право задумать вообще любое слово, имеющее отношение к эмоциональной сфере.
продолжение следует..
@темы: групповая психотерапия, школьная психология, полезное, психотерапия, упражнения, детская психология
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
Ведущий предлагает группе разбиться на две команды. Хорошо если в каждой окажется по семь-восемь человек. Члены одной из команд на первом этапе игры становятся активными игроками, а члены второй - наблюдателями и экспертами. На втором этапе роли меняются.
Затем ведущий дает следующую инструкция членам первой команды.
Один из вас остается в этой комнате, а остальные будут ждать за дверью до того момента, когда я их приглашу. Тот, кто останется здесь, получит от меня небольшой текст, написанный на карточке и содержащий определенную информацию. Он потратит на изучение этого текста столько времени, сколько ему потребуется, чтобы максимально правильно запомнить содержащуюся в нем информацию. После этого я приглашу одного из участников, оставшихся за дверью, и тот получит от первого игрока сведения, которые он почерпнул из карточки. У него будет возможность задать первому игроку не более трех уточняющих вопросов. Потом входит следующий игрок, и уже второй передает ему информацию. Таким образом, информация пройдет по цепочке до последнего игрока. Задача наблюдателей - внимательно отслеживать все.ю что будет происходить, и фиксировать все искажения и трансформации на разных этапах игры.
Все, кто уже передал информацию, присоединяются к наблюдателям. Участники группы отвечают на следующие вопросы
- на каком этапе передачи информации произошло сильное ее искажение? Почему?
- Что "выпало", забылось прежде всего? Почему?
- Что сохранилось в памяти каждого из участников упражнения? Почему?
- Удалось ли сохранить основной смысл текста?
- Что предпринимали участники, чтобы лучше запомнить информацию?
- Что следовало бы предпринять, чтобы уменьшить искажение и забывание информации?
- Какие приемы могут быть полезны в реальной жизни в подобных ситуациях, чтобы лучше запомнить нужную информацию?
@темы: групповая психотерапия, психотерапия, упражнения
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- категорически запрещается критика выдвигаемых идей. Это нужно для того чтобы не мешать свободному полету творческого мышления.
- необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. это, конечно же, бывает сложно сделать, но демонстрируемая поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют генераторов идей.
- самые лучшие - сумасшедшие идеи. Желательно, чтобы участники отказались от привычных стереотипов и шаблонных решений и сумели посмотреть на проблему с новой точки зрения.
- нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все.
- Самая лучшая идея - та, которую ты рассматриваешь сейчас. Анализируй ее так, как будто других идей нет вообще.
- Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее.
- Отбрасывать идеи нельзя.
@темы: групповая психотерапия, школьная психология, психотерапия, упражнения
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
Инструкция:
Друзья, сегодня мне бы хотелось предложить вам совершенно уникальную возможность, которая, вероятно, не всякий день вам предоставляется, - возможность исполнить ваши заветные желания. Психологический тренинг, как мы с вами знаем, - это необычная реальность, в которой могут происходить самые невероятные вещи. Каждый из нас может стать - хотя бы ненадолго - настоящим волшебником и помочь другим реализовать их мечту. А другие помогут нам... Итак, подумайте, чего бы вам хотелось? Каково ваше желание?
Несколько минут участники размышляют. Когда каждый определился с желанием, ведущий предлагает кому-либо сообщить о своем желании группе. с этого момента начинается время для импровизации ведущего и проявления им способностей к театрализации.
Протогонист (участник) выбирает вспомогательных лиц - т.е. исполнителей ролей, необходимых в данной сцене, - из числа участников группы.
Ведущий дает участникам самим разыграть сцену. При необходимости он может подсказать нужную фразу, но лучше избежать вмешательства.
Протогонист подробно описывает свое желание и оно тут же разыгрывается. Достижение катарсиса не ставиться как цель, достаточно убедится, что протагонист переживает положительные эмоции и удовлетворение от "исполнения" желания. После того как протагонист сказал группе о своих чувствах, можно переходить к исполнению следующего желания.
Алгоритм "исполнения желаний" не слишком сложен.
Во-первых, нужно выяснить, хотя бы в самых общих чертах, как именно видит протагонст реализацию своего желания.
Во-вторых, построить пространство сцены в соответствии с видением протагониста.
В-третьих, включить в сцену нужных вспомогательных лиц.
В-четвертых, разыграть действие - своеобразный мини-спектакль, события в котором либо предшествуют исполнению желания, либо разворачиваются как само воплощение желания, либо происходят в ситуации уже исполнившегося желания.
Завершается работа в этом упражнении обменом чувств между участниками.
@темы: психодрама, групповая психотерапия, психотерапия, упражнения
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
Целью психодрамы является пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в акте творчества, т.е. проявлении некой модели поведения в ситуации "здесь и теперь". Целительный, коррекционный, развивающий эффект психодрамы достигается за счет катарсиса - снятия напряжения и обучения ролевым играм, включающего обучение спонтанности и расширения имеющегося ролевого репертуара.
классический психодраматический сеанс состоит из трех стадий - разогрева, действия и взаимодействия с группой или завершающей стадии. Обычно во время одного сеанса директор группы (ведущий) выбирает одного протагониста (участника) и путем последовательной смены сцен от достаточно нейтрального эпизода, используемого для разогрева, до кульминационной сцены, вскрывающей проблему и достигающей катарсиса, организует психотерапевтический процесс. Одной из важнейших задач завершающей стадии сеанса является увеличение в пациенте способности понимать себя, свое поведение, свое воздействие на окружающих. Это достигается в психодраме путем двух форм интерпретаций - в первую очередь языком действий и вербализации.
Базовые техники психодрамы:
- представление самого себя (самопрезентация) - серия коротких ролевых действий, в которых протогонист изображает самого себя или кого-то важного для себя
- исполнение роли - имитация поведения какого-то человека или акт принятия роли части тела, животного, неодушевленного предмета или даже роли представления или понятия.
- диалог - изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми, где каждый играет самого себя.
- монолог - проговаривание своих чувств и мыслей вслух, очень часто во время движения по кругу.
- дублирование - техника, при которой вспомогательной лицо играет дублирующую роль протоганиста - одновременно с ним, пытаясь стать его "психологическим двойником"
- реплики в сторону - ситуация ролевой игры, в которой протогонист общается со вспомогательными лицами и говорит вслух, что он действительно думает, чувствует или собирается делать.
- обмен ролями - одно из самых важных и сильных психотерапевтических средств. В этой техике на короткое время два человека меняются местами - физически. При этом каждый перенимает позу, манеры, душевное и психологическое состояние другого.
- техника пустого стула - метод, активно применяемый в психодраме, и в гештальттерапии. Протоганист взаимодействует с вооброжаемым кем-то или чем-то, представленным одним или нескольками пустыми стульями, в форме монолога или чаще - обмена ролями.
- техника зеркала осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протоганиста в течении короткого времени, а протогонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия.
@темы: психодрама, групповая психотерапия, психотерапия
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
читать дальше
школьному психологу:
- И.В. Вачков "Групповые методы в работе школьного психолога"
общая психология:
- Немов "Психология" (3 тома)
- С.Л. Рубинштейн "Основы общей психологии"
- Хрестоматия по антропологии под редакцией Рыбалова
- Г.М. Андреева "Социальная психология"
- Г.М. Андреева "Психология Социального познания"
- И.В. Шаповаленко "Возрастная психология"
- Е. Сидоренко "Методы математической обработки в психологии"
- В.А. Гурьева, В.Я. Гиндикин "Раннее распознавание шизофрении"
- Б.В. Зейгарник "Патопсихология"
- Р.П. Самусев, Ю.М. Селин "Анатомия человека"
- В.М. Смирнов, В.Н. Яковлев "Физиология центральной нервной системой"
- В.В. Шульговский "Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии"
- В.Н. Дружинин "Экспериментальная психология"
- М. Сандомирский "Психосоматика и телесная психотерапия"
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментарии (1)
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным,а значит, успешность, результативность одного и того же воздействия неодинакова в разные моменты жизни;
- эффективность психокррекции определяется не ее интенсивностью и количеством произведенных воздействий, а качеством содержания, своевременностью и адекватностью;
- эффективность зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.
Традиционный способ подтверждения результативности индивидуальной психокоррекции состоит в реализации схемы:
диагностическое обследование до начала работы --воздействие--завершающая диагностика--фиксация достоверных различий между данными начального и конечного замеров.
При оценке эффективности коррекции можно указать следующие важнейшие показатели:
- субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;
- объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях; устойчивость изменений в последующей после получения психологической жизни человека.
Коррекция когнитивного и аффективного компонентов самосознания происходит в процессе группового тренинга за счет динамического протекания рефлексивных процессов и обратной связи как формы межличностного взаимодействия в группе, обладающих наиболее выраженным психокоррекционным потенциалом.
Изменение понимания себя и отношения к себе происходит под влиянием нового знания о себе, полученного в результате, во-первых, внутренних и внешних (вербализация) рефлексивных действий, а во-вторых, в форме информации от других участников группы посредством обратной связи.
Важным критерием эффективности тренинговой работы являются письменные и устные отзывы участников групп по окончании тренинговых занятий. Сразу после завершения тренинга эмоциональны подъем участников и общая атмосфера финала большого и сложного дела бывают настолько значимы для всех, что часто приходиться отказываться проводить психодиагностику, поскольку она явилась бы резким диссонансом только что происходившим процессам близости, сплоченности и любви.
Результаты тренинга можно видеть и безо всяких методик в изменившихся отношениях между участниками, в особенностях внешних реакций участников, в их поведении и высказываниях.
И.В. Вачков
@темы: групповая психотерапия, психокоррекция
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Одним из главных преимуществ психологической работы в группе является то, что групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникнуть при индивидуальной работе с психологом. Клиент, взаимодействуя только с консультантом, часто не может избавиться от ощущения, что его проблема - единственная в своем роде.
- Группа способна отразить общество в миниатюре, а значит, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм. В группе моделируется система взаимоотношений взаимосвязей, характерная для реальной жизни, а это дает участникам возможность увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения, не очивидные в житейских ситуациях.
- В группе участники имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.
В группе создается ситуация, позволяющая увидеть свое отражение в глазах дргих людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти тоже самое.
Когда человек взаимодействует только с психологом, он тоже может получить обратную связь. Но при этом у него отсутствует выбор - мнение-то лишь одно. В группе могут быть высказаны разные мнения, и тут уже человек сам решает, с какой обратной связью согласиться, а какую отвергнуть.
- При получении психологической помощи через группу человек может обучиться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди партнеров.
- В рзультате идентификации, т.е. отождествления себя с другим человеком, сознательного уподобления себя ему, возникает эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия.
- Взаимодействие в группе часто создает эмоциональное напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого.
При индивидуальной психологической работе конфликты между психологом и клиентом рассматриваются обычно как деструктивное явление или трактуются с психоаналитических позиций как эффект переноса (трансфера).
- Группа в большей степени, чем индивидуальное консультирование, помогает процессам самораскрытия, самоисследования и самопознания. такое утверждение связано с тем, что иначе, чем через других, это в полной мере невозможно.
Есть люди, которые совершенно не расположены к работе в группе. Согласно мнению целого ряда специалистов, не подходят для участия в групповой работе люди с очень высокой тревожностью, излишне эмоциональные, способные к сильным появлениям агрессивности, люди с низкой самооценкой (за исключением специальных тренингов уверенности в себе), конфликтные личности, ярко выраженные интроверты.
взято из книги И.В. Вачкова
@темы: групповая психотерапия
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
читать дальше
Перенеситесь в рощу, лес или иное место, где растет то особое Дерево, которое родственно вашей сущности. Разглядывая это Дерево, обратите внимание, каким образом можно прочесть его историю, исходя из особенностей его расположения. Примите к сведению время года и годовой цикл, которому соответствует состояние листвы. Что это за Дерево? Вечнозеленое или листопадное? Одиноко ли ваше Дерево или, напротив, является частью рощи ли плодового сада, а может быть, густого леса или джунглей? Пусть все окружающие детали попадут в фокус вашего внимания, чтобы вы не только видели все вокруг, но так же слышали и ощущали…
Стоя перед Деревом, дайте себе время поприветствовать его и обменяться с ним дыханием. Протяните руку и дотроньтесь до коры Дерева, до его листьев или иголок. Ощутите фактуру поверхности. Теперь подойдите поближе и обнимите ваше Дерево, чувствуя, как вы срастаетесь с ним и постепенно сами становитесь Деревом..
Ваше сознание расширяется, заполняя все пространство вплоть до самых краев Дерева. Характер ваших вибраций полностью изменяется, и вы начинаете воспринимать мир как бы с точки зрения дерева. Обратите внимание на то, как вы простираете навстречу миру свои ветви, как ваши корни уходят в землю, чтобы служить вам крепкой опорой.
Пусть ваше сознание проникает в вашу корневую систему и растечется по ней. Наблюдайте, как мелкие корешки разбегаются в разные стороны, делая прочным ваше основание. Отыщите и отправляйтесь вслед за основным корнем, уходящем глубоко в землю, прорастая сквозь препятствия пути или огибая их. Обращайте внимание на почвенные слои и пласты, горные породы и минералы, встречающиеся вам, на различия в структуре подземной толщи. Возможно, вам удастся встретить хрусталь, поблескивающий и освещающий путь там, где земля становиться темнее и плотнее..
Земля делается влажной – значит, близок подземный ключ. Вытяните тончайшие волоконца, растущие на кончике вашего корня, и пейте, втягивайте животворную воду в свою коневую систему. Почувствуйте, как вы наливаетесь водой жизни, посылая эту влагу выше. Она поднимается по вашим корням, следуя вспять по тому пути, что вы недавно проделали, - туда, где от земли тянется ввысь древесный ствол. Пусть ваше сознание поднимается вместе с этой влагой все выше, двигаясь вдоль вашего ствола, а затем растекаясь по ответвлениям и сучьям до самых кончиков, по всем листикам и иголочкам…
Обретя этот новый наблюдательный пункт, почувствуйте вибрации своего дерева.. По роще проносится легкий ветерок и обвевает вас. Потанцуйте с ветром. Вслушайтесь в его песню. Познайте, как деревья общаются с окружающим миром… Позвольте себе ощутить и пережить процесс фотосинтеза, когда лучи солнца попадают на ваши листья.
Снова переместите внимание на ствол и сосредоточьтесь на идеальном равновесии силы и гибкости, которое помогает вам выстоять в самые сильные бури, время от времени проносящиеся через эту рощу..
Сохраняйте это ощущение идеального равновесия, выходя из Дерева и снова возвращаясь в человеческую оболочку. Обратите внимание – после общения с вами ваш друг-дерево выглядит более здоровым и крепким. Перед тем как вернуться можете поблагодарить его..
Возвращайтесь к своему телу через крону. Непременно сделайте несколько заземляющих вдохов и выдохов, чтобы войти в полный контакт со своим физическим телом, и только потом открывайте глаза..
@темы: арт-терапия, медитация, упражнения
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментарии (14)
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
Критерии детской агрессивности:
• ребенок быстро выходит из себя
• противоречит взрослым
• демонстрирует упрямство
• мстителен
• гневлилв
• не берет ответственность за поступок на себя
• радуется беде другого
Агрессивным считается ребенок, если 4 из 9 критериев проявляются не менее шести месяцев.
Взаимодействие:
• обучение самоуспокоению (сжимать и разжимать кулачки, сдувать предметы из трубочки)
• упражнения маленькое приведение, рубка дров, толкалки
• не прикасаться к ребенку, если вы раздражены.
•
Тревожность - чувство беспокойства, характеризующееся неадекватностью возникновения, чувство небезапасности.
Критерии детской тревожности:
• страхи
• мышечное напряжение
• потливость
• слезливость
• неуверенность в себе
Тревожным считается ребенок, если хотя бы два критерия проявляются не менее шести месяцев.
Взаимодействие:
• принцип поэтапонсти
• игры на снятия напряжения
• игры на поднятие самооценки
• игры на повышение уверенности
• оценивать поступки, а не личность ребенка
• спрашивать мнение ребенка
Гиперактивность - повышенная двигательная активность ребенка, импульсивность, сопровождаемые трудностями переключения и концентрации внимания.
Критерии:
• забывчив
• непоследователен
• не слушает, когда к нему обращаются
• не может долго сидеть без движения
• беспокойный
• спит намного меньше, чем другие дети
• говорлив
• не может дождаться своей очереди
• плохо сосредотачивается
Взаимодействие:
• игры на внимание типа "найди отличия", "запомни и опиши"
• игры на самоконтроль типа "запрещенное движение" "море волнуется
• указания должны быть краткими, конкретными
• соблюдение четкого распорядка дня
• чаще хвалить за успехи.
Самооценка - оценка человеком себя самого, своих качеств, возможностей, способностей, своего места среди других людей.
Взаимодействие:
• замечать любые успехи ребенка
• хвалить
• упражнения на повышения самооценки "я - король!", "похвали себя сам" и т.д.
статья на основе книги Малаховой "Небесное путешествие"
@темы: диагностика, полезное, детская психология
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
Существует много подходов, перечислю некоторые из них:
- Психодинамический
- Трансперсональный
- Феноменологический
- Феминистский
- Инновационных
направлений (мультикультурное и
инегративное)
читать дальше
Психодинамический подход.
Родоначальник М. Наумбург.
Опирается на идеи З.Фрейда иК.-Г. Юнга. Они
считали, что
продукт художественной деятельности явлеяется выражением неосозноваемых
психических процессов. Фрейд рассматривал изобразительное творчество как
область проявления психической паталогии и психологических проблем
автора. Юнг
считал символический язык изобразительного искусства наиболее адекватным
для для выражения содержания и личного и
коллективного бессознательного.
Гуманистический
подход.
С этим направлением связывают
распространение
представлений о креативночти как постоянно присутсвующем,
внутрипсихическом
ресурсе личности, развитие которого способствует реализации собственного
потенциала. Гуманистический подход прелагает различные формы работы,
приближающие человека к его идеалу актулизации «Я».
Феменологический подход.
В арт-терапевтическом процессе человек находит
способ
решения своих проблем. По мнению М. Бертански и Э. Келиш это обусловлено
слудующими факторами:
- Изобразительная деятельность является
феноменом с
определенной структурой. Клиент обучается видеть некий смысл в своем
изобразительном творчестве и связывать его со своим внутренним опытом. - Рассматривая
поражденные им феномены, клиент познает
себя, испытывает чувства и самостоятельно пораждает субъективные смыслы.
Инновационные направления.
Мультикультурное.
Повышенное внимание к социальному и
культурному опыту клиента, учет его этнической, рассовой, классовой и
профессиональной принадлежности.
Феминистское.
Гендерно-ориентированное направление,
связанное с изучением влияния традиционной культуры и социальнцых норм
на
отношение к женщинам в семье и обществе, а также с изучением
сексуального
поведения людей «нетрадиционной сексуальной ориентации»
Интегративное. Отражает
одновременно или последовательно применение
визуальной, сенсомоторной. Драматически-ролевой и музыкальной
экспрессии.
Социально-конструкционистское
(нарративное). Арт-терапевт
представляет различные материалы и средства для художественной работы, а
клиент
самостоятельно определяет значение художественного продукта.
Можно выделить различные инструментальные ресурсы
арт-терапии:
- Творческое самовыражение
- Невербальная
коммуникация - Выражение неосознаваемых внутренних переживаний
- Групповое
творческое взаимодействие - Катарсис
- Получение
эмоционального и социального опыта
Функции арт-терапии:
Диагностическая
- Проблемы,
подлежащие коррекции - Внутренний мир, индивидуальная картина
мира - Неосознаваемые и скрываемые портребности
- Эмоциональные
переживания - Отношения к труду, профессии
- Соответсвие
личных качеств профессионально важным
Коммуникативная
- Межличностное
общение - Отношение человека к оружающему миру, людям
- Усвоение
общечеловеческих ценностей
Регуляторная
- Снижение
утомления, стресса
Когнетивная
- Осознавание
себя, своих поступков - Активное использование фаантазии
- Получение
эмоционального опыта - Развитие духовно-нравственной,
эмоционально-волевой и
позновательной сфер.
Коррекционная
- Отклонения
в эмоционально-оценочной сфере, самооценка, «Я-образ»,
агрессивность
Развивающая
- Личностный
рост - Саморегуляция чувств, поведения
- Социальная
компетентность
в статье использовались материалы из книги Н.Е. Пурнис "Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии".
@темы: арт-терапия
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
Арт-терапия - метод художественной терапии, основанный на слиянии творчества и терапевтической (или консультационной) практики, направленной на коррекцию эмоциональной, мотивационной, коммуникативной, регулятивной сфер и способствующий развитию личности
Арт-терапию можно рассматривать как слияние творчества и терапевтической (или консультационной практики, как метод, направленный на реализацию скрытой энергии в результате творческого осмысления, тренировки, личностного роста и как воздействие на мотивационную, эмоциональную и адаптивные сферы. Арт-терапия как метод предполагает использование тех или иных форм изобразительной деятельности, с целью выражения своего психического состояния, достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
В зависимости от целей воздействия выделяют следующие четыре направления в арт-терапии: психофизиологическое, психотерапевтическое, социально-педагогическое, психологическое.
- Психофизиологическое направление связано с коррекцией психосоматических нарушений.
- Психотерапевтическое - с воздействием на когнетивную и эмоциональную сферы личности человека.
- Социально-педагогическое направление ориентированно на развитие эстетических потребностей.
- Психологическое направление призвано способствовать интеграции личности.
@темы: арт-терапия, полезное
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
читать дальшеОфицер душевного здоровья в военкомате обычно проводит стандартные тесты - "нарисуй человека, нарисуй дерево, нарисуй дом". По этим тестам можно с легкостью исследовать внутренний мир будущего военнослужащего. В них ведь что хорошо - они универсальные и не зависят от знания языка. Уж дом-то все способны нарисовать. И вот к одному офицеру прислали очередного русского мальчика, плохо говорящего на иврите. Офицер душевного здоровья поздоровался с ним, придвинул лист бумаги и попросил нарисовать дерево.
Русский мальчик плохо рисовал, зато был начитанным. Он решил скомпенсировать недостаток художественных способностей количеством деталей. Поэтому изобразил дуб, на дубе - цепь, а на цепи - кота. Понятно, да?
Офицер душевного здоровья придвинул лист к себе. На листе была изображена козявка, не очень ловко повесившаяся на ветке. В качестве веревки козявка использовала цепочку.
- Это что? - ласково спросил кабан.
Русский мальчик напрягся и стал переводить. Кот на иврите - "хатуль". "Ученый" - мад'ан, с русским акцентом - "мадан". Мальчик не знал, что в данном случае слово "ученый" звучало бы иначе - кот не является служащим академии наук, а просто много знает, то есть слово нужно другое. Но другое не получилось. Мальчик почесал в затылке и ответил на вопрос офицера:
- Хатуль мадан.
Офицер был израильтянином. Поэтому приведенное словосочетание значило для него что-то вроде "кот, занимающийся научной деятельностью". Хатуль мадан. Почему козявка, повесившаяся на дереве, занимается научной деятельностью, и в чем заключается эта научная деятельность, офицер понять не мог.
- А что он делает? - напряженно спросил офицер.
(Изображение самоубийства в проективном тесте вообще очень плохой признак).
- А это смотря когда, - обрадовался мальчик возможности блеснуть интеллектом. - Вот если идет вот сюда (от козявки в правую сторону возникла стрелочка), то поет песни. А если сюда (стрелочка последовала налево), то рассказывает сказки.
- Кому? - прослезился кабан.
Мальчик постарался и вспомнил:
- Сам себе.
На сказках, которые рассказывает сама себе повешенная козявка, офицер душевного здоровья почувствовал себя нездоровым. Он назначил с мальчиком еще одно интервью и отпустил его домой. Картинка с дубом осталась на столе.
Когда мальчик ушел, кабан позвал к себе секретаршу - ему хотелось свежего взгляда на ситуацию.
Секретарша офицера душевного здоровья была умная адекватная девочка. Но она тоже недавно приехала из России.
Босс показал ей картинку. Девочка увидела на картинке дерево с резными листьями и животное типа кошка, идущее по цепи.
- Как ты думаешь, это что? - спросил офицер.
- Хатуль мадан, - ответила секретарша.
Спешно выставив девочку и выпив холодной воды, кабан позвонил на соседний этаж, где работала его молодая коллега. Попросил спуститься проконсультировать сложный случай.
- Вот, - вздохнул усталый профессионал. - Я тебя давно знаю, ты нормальный человек. Объясни мне пожалуйста, что здесь изображено?
Проблема в том, что коллега тоже была из России...
Но тут уже кабан решил не отступать.
- Почему? - тихо, но страстно спросил он свою коллегу. - ПОЧЕМУ вот это - хатуль мадан?
- Так это же очевидно! - коллега ткнула пальцем в рисунок.- Видишь эти стрелочки? Они означают, что, когда хатуль идет направо, он поет. А когда налево...
Не могу сказать какой диагноз поставили мальчику. Но сегодня уже почти все офицеры душевного здоровья знают: если призывник на тесте рисует дубы с животными на цепочках, значит, он из России. Там, говорят, все образованные. Даже кошки!
@музыка: юмор; проективные тесты
@темы: диагностика
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
помогайте

список
azps.ru/ тесты,
тренинги..понемногу всего)
vch.narod.ru/file.htm
куча бланков к тестам с описаниями и ключами, соответственно, рекомендую.
psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads
хорошая библиотека, но нада региться и все там как-то непонятно для меня оО
adalin.mospsy.ru/l_01_00.shtml
детскому психологу и молодым родителям =) развиваем ребенка))))
psylib.org.ua/
библиотека книг по психологии
www.zipsites.ru/psy/psylib/
тоже библиотека))
@темы: книги, возрастная психология, психология рекламы, семейная психология, телесная психология, диагностика, помощь, арт-терапия, сессия, зоопсихология, полезное, психотерапия, клиническая психология, история психологии, тесты, детская психология, психология личности
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
Результаты очень нужны мне для курсовой по психологии и все ответы анонимны, так что если Вам захочется получить потом результаты тестов назовите себя в комментариях.
Заранее спасибо всем откликнувшимся!

@темы: помощь, тесты, психология личности
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментарии (5)
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
Множество методик, тестов (таблицы и бланки к ним прилагаются), литература и прочее.
@музыка: Земфира - Сигареты
@темы: полезное
- U-mail
- Дневник
- Профиль
- Комментировать
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal