В групповой работе со взрослыми (педагогами и психологами) многим специалистам довольно часто приходится использовать элементы психотерапевтических методов, в частности психодрамы и социодрамы.

Целью психодрамы является пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в акте творчества, т.е. проявлении некой модели поведения в ситуации "здесь и теперь". Целительный, коррекционный, развивающий эффект психодрамы достигается за счет катарсиса - снятия напряжения и обучения ролевым играм, включающего обучение спонтанности и расширения имеющегося ролевого репертуара.

классический психодраматический сеанс состоит из трех стадий - разогрева, действия и взаимодействия с группой или завершающей стадии. Обычно во время одного сеанса директор группы (ведущий) выбирает одного протагониста (участника) и путем последовательной смены сцен от достаточно нейтрального эпизода, используемого для разогрева, до кульминационной сцены, вскрывающей проблему и достигающей катарсиса, организует психотерапевтический процесс. Одной из важнейших задач завершающей стадии сеанса является увеличение в пациенте способности понимать себя, свое поведение, свое воздействие на окружающих. Это достигается в психодраме путем двух форм интерпретаций - в первую очередь языком действий и вербализации.



Базовые техники психодрамы:
  • представление самого себя (самопрезентация) - серия коротких ролевых действий, в которых протогонист изображает самого себя или кого-то важного для себя
  • исполнение роли - имитация поведения какого-то человека или акт принятия роли части тела, животного, неодушевленного предмета или даже роли представления или понятия.
  • диалог - изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми, где каждый играет самого себя.
  • монолог - проговаривание своих чувств и мыслей вслух, очень часто во время движения по кругу.
  • дублирование - техника, при которой вспомогательной лицо играет дублирующую роль протоганиста - одновременно с ним, пытаясь стать его "психологическим двойником"
  • реплики в сторону - ситуация ролевой игры, в которой протогонист общается со вспомогательными лицами и говорит вслух, что он действительно думает, чувствует или собирается делать.
  • обмен ролями - одно из самых важных и сильных психотерапевтических средств. В этой техике на короткое время два человека меняются местами - физически. При этом каждый перенимает позу, манеры, душевное и психологическое состояние другого.
  • техника пустого стула - метод, активно применяемый в психодраме, и в гештальттерапии. Протоганист взаимодействует с вооброжаемым кем-то или чем-то, представленным одним или нескольками пустыми стульями, в форме монолога или чаще - обмена ролями.
  • техника зеркала осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протоганиста в течении короткого времени, а протогонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия.