Существует много подходов, перечислю некоторые из них:
- Психодинамический
- Трансперсональный
- Феноменологический
- Феминистский
- Инновационных
направлений (мультикультурное и
инегративное)
читать дальше
Психодинамический подход.
Родоначальник М. Наумбург.
Опирается на идеи З.Фрейда иК.-Г. Юнга. Они
считали, что
продукт художественной деятельности явлеяется выражением неосозноваемых
психических процессов. Фрейд рассматривал изобразительное творчество как
область проявления психической паталогии и психологических проблем
автора. Юнг
считал символический язык изобразительного искусства наиболее адекватным
для для выражения содержания и личного и
коллективного бессознательного.
Гуманистический
подход.
С этим направлением связывают
распространение
представлений о креативночти как постоянно присутсвующем,
внутрипсихическом
ресурсе личности, развитие которого способствует реализации собственного
потенциала. Гуманистический подход прелагает различные формы работы,
приближающие человека к его идеалу актулизации «Я».
Феменологический подход.
В арт-терапевтическом процессе человек находит
способ
решения своих проблем. По мнению М. Бертански и Э. Келиш это обусловлено
слудующими факторами:
- Изобразительная деятельность является
феноменом с
определенной структурой. Клиент обучается видеть некий смысл в своем
изобразительном творчестве и связывать его со своим внутренним опытом. - Рассматривая
поражденные им феномены, клиент познает
себя, испытывает чувства и самостоятельно пораждает субъективные смыслы.
Инновационные направления.
Мультикультурное.
Повышенное внимание к социальному и
культурному опыту клиента, учет его этнической, рассовой, классовой и
профессиональной принадлежности.
Феминистское.
Гендерно-ориентированное направление,
связанное с изучением влияния традиционной культуры и социальнцых норм
на
отношение к женщинам в семье и обществе, а также с изучением
сексуального
поведения людей «нетрадиционной сексуальной ориентации»
Интегративное. Отражает
одновременно или последовательно применение
визуальной, сенсомоторной. Драматически-ролевой и музыкальной
экспрессии.
Социально-конструкционистское
(нарративное). Арт-терапевт
представляет различные материалы и средства для художественной работы, а
клиент
самостоятельно определяет значение художественного продукта.
Можно выделить различные инструментальные ресурсы
арт-терапии:
- Творческое самовыражение
- Невербальная
коммуникация - Выражение неосознаваемых внутренних переживаний
- Групповое
творческое взаимодействие - Катарсис
- Получение
эмоционального и социального опыта
Функции арт-терапии:
Диагностическая
- Проблемы,
подлежащие коррекции - Внутренний мир, индивидуальная картина
мира - Неосознаваемые и скрываемые портребности
- Эмоциональные
переживания - Отношения к труду, профессии
- Соответсвие
личных качеств профессионально важным
Коммуникативная
- Межличностное
общение - Отношение человека к оружающему миру, людям
- Усвоение
общечеловеческих ценностей
Регуляторная
- Снижение
утомления, стресса
Когнетивная
- Осознавание
себя, своих поступков - Активное использование фаантазии
- Получение
эмоционального опыта - Развитие духовно-нравственной,
эмоционально-волевой и
позновательной сфер.
Коррекционная
- Отклонения
в эмоционально-оценочной сфере, самооценка, «Я-образ»,
агрессивность
Развивающая
- Личностный
рост - Саморегуляция чувств, поведения
- Социальная
компетентность
в статье использовались материалы из книги Н.Е. Пурнис "Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии".