это у кошки девять жизней, у меня одна

Существует много подходов, перечислю некоторые из них:

  • Психодинамический
  • Трансперсональный
  • Феноменологический
  • Феминистский
  • Инновационных
    направлений (мультикультурное и
    инегративное)

 

Психодинамический подход.

Родоначальник М. Наумбург.

Опирается на идеи З.Фрейда иК.-Г. Юнга. Они
считали, что
продукт художественной деятельности явлеяется выражением неосозноваемых
психических процессов. Фрейд рассматривал изобразительное творчество как
область проявления психической паталогии и психологических проблем
автора. Юнг
считал символический язык изобразительного искусства наиболее адекватным
для для выражения содержания и личного и
коллективного бессознательного.

Гуманистический
подход.

С этим направлением связывают
распространение
представлений о креативночти как постоянно присутсвующем,
внутрипсихическом
ресурсе личности, развитие которого способствует реализации собственного
потенциала. Гуманистический подход прелагает различные формы работы,
приближающие человека к его идеалу актулизации «Я».

Феменологический подход.

В арт-терапевтическом процессе человек находит
способ
решения своих проблем. По мнению М. Бертански и Э. Келиш это обусловлено
слудующими факторами:

  • Изобразительная деятельность является
    феноменом с
    определенной структурой. Клиент обучается видеть некий смысл в своем
    изобразительном творчестве и связывать его со своим внутренним опытом.
  • Рассматривая
    поражденные им феномены, клиент познает
    себя, испытывает чувства и самостоятельно пораждает субъективные смыслы.

Инновационные направления.

Мультикультурное.
Повышенное внимание к социальному и
культурному опыту клиента, учет его этнической, рассовой, классовой и
профессиональной принадлежности.

Феминистское.
Гендерно-ориентированное направление,
связанное с изучением влияния традиционной культуры и социальнцых норм
на
отношение к женщинам в семье и обществе, а также с изучением
сексуального
поведения людей «нетрадиционной сексуальной ориентации»

Интегративное. Отражает
одновременно или последовательно применение
визуальной, сенсомоторной. Драматически-ролевой и музыкальной
экспрессии.

Социально-конструкционистское
(нарративное).
Арт-терапевт
представляет различные материалы и средства для художественной работы, а
клиент
самостоятельно определяет значение художественного продукта.

Можно выделить различные инструментальные ресурсы
арт-терапии
:

  • Творческое самовыражение
  • Невербальная
    коммуникация
  • Выражение неосознаваемых внутренних переживаний
  • Групповое
    творческое взаимодействие
  • Катарсис
  • Получение
    эмоционального и социального опыта

 

Функции арт-терапии:

Диагностическая

  • Проблемы,
    подлежащие коррекции
  • Внутренний мир, индивидуальная картина
    мира
  • Неосознаваемые и скрываемые портребности
  • Эмоциональные
    переживания
  • Отношения к труду, профессии
  • Соответсвие
    личных качеств профессионально важным

Коммуникативная

  • Межличностное
    общение
  • Отношение человека к оружающему миру, людям
  • Усвоение
    общечеловеческих ценностей

Регуляторная

  • Снижение
    утомления, стресса

Когнетивная

  • Осознавание
    себя, своих поступков
  • Активное использование фаантазии
  • Получение
    эмоционального опыта
  • Развитие духовно-нравственной,
    эмоционально-волевой и
    позновательной сфер.

Коррекционная

  • Отклонения
    в эмоционально-оценочной сфере, самооценка, «Я-образ»,
    агрессивность

Развивающая

  • Личностный
    рост
  • Саморегуляция чувств, поведения
  • Социальная
    компетентность

в статье использовались материалы из книги Н.Е. Пурнис "Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии".

 


@темы: арт-терапия