• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: не_псих (список заголовков)
10:37 

эффективность психокоррекционной работы

человек человеку - свет!
Эффективность психокоррекционной работы связана с учетом следующих важных моментов:

  • динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным,а значит, успешность, результативность одного и того же воздействия неодинакова в разные моменты жизни;
  • эффективность психокррекции определяется не ее интенсивностью и количеством произведенных воздействий, а качеством содержания, своевременностью и адекватностью;
  • эффективность зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

Традиционный способ подтверждения результативности индивидуальной психокоррекции состоит в реализации схемы:

диагностическое обследование до начала работы --воздействие--завершающая диагностика--фиксация достоверных различий между данными начального и конечного замеров.

При оценке эффективности коррекции можно указать следующие важнейшие показатели:

  • субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;
  • объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях; устойчивость изменений в последующей после получения психологической жизни человека.
Основой для реальных изменений в тренинге служит стимулирование скрытых даже для самого участника творческих потенциалов, "расшатывание" стереотипных установок в педагогическом труде, раскрепощение личности в целом. Результатом динамики профессионального самосознания в процессе тренинга становиться изменение Я-концепции, особенно в плане осознавания собственных личностных резервов.
Коррекция когнитивного и аффективного компонентов самосознания происходит в процессе группового тренинга за счет динамического протекания рефлексивных процессов и обратной связи как формы межличностного взаимодействия в группе, обладающих наиболее выраженным психокоррекционным потенциалом.
Изменение понимания себя и отношения к себе происходит под влиянием нового знания о себе, полученного в результате, во-первых, внутренних и внешних (вербализация) рефлексивных действий, а во-вторых, в форме информации от других участников группы посредством обратной связи.
Важным критерием эффективности тренинговой работы являются письменные и устные отзывы участников групп по окончании тренинговых занятий. Сразу после завершения тренинга эмоциональны подъем участников и общая атмосфера финала большого и сложного дела бывают настолько значимы для всех, что часто приходиться отказываться проводить психодиагностику, поскольку она явилась бы резким диссонансом только что происходившим процессам близости, сплоченности и любви.
Результаты тренинга можно видеть и безо всяких методик в изменившихся отношениях между участниками, в особенностях внешних реакций участников, в их поведении и высказываниях.


И.В. Вачков

@темы: психокоррекция, групповая психотерапия

22:46 

преимущества групповой работы.

человек человеку - свет!
  • Одним из главных преимуществ психологической работы в группе является то, что групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникнуть при индивидуальной работе с психологом. Клиент, взаимодействуя только с консультантом, часто не может избавиться от ощущения, что его проблема - единственная в своем роде.
Оказавшись в тренинговой или психотерапевтической группе, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Однако, если жизненные трудности, переживаемые человеком, значительно серьезней, чем у других участников, то работа в группе может оказаться для него менее полезной, чем индивидуальное консультирование.
  • Группа способна отразить общество в миниатюре, а значит, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм. В группе моделируется система взаимоотношений взаимосвязей, характерная для реальной жизни, а это дает участникам возможность увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения, не очивидные в житейских ситуациях.
  • В группе участники имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.
В группе как правило используется безоценочная обратная связь, т.е. такое сообщение, исходящее от участников, которое отражает прежде всего чувства, переживаемые человеком при восприятии поведения другого.
В группе создается ситуация, позволяющая увидеть свое отражение в глазах дргих людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти тоже самое.
Когда человек взаимодействует только с психологом, он тоже может получить обратную связь. Но при этом у него отсутствует выбор - мнение-то лишь одно. В группе могут быть высказаны разные мнения, и тут уже человек сам решает, с какой обратной связью согласиться, а какую отвергнуть.
  • При получении психологической помощи через группу человек может обучиться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди партнеров.
Группа дает возможность репетиции поведения в тех или иных ситуациях, с тем чтобы в дальнейшем перенести лучшие из найденных вариантов в свою реальную жизнь.
  • В рзультате идентификации, т.е. отождествления себя с другим человеком, сознательного уподобления себя ему, возникает эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия.
Идентификация, являющаяся одним из механизмов стихийного развития личности, становиться в группе надежной опорой происходящих с людьми изменений.
  • Взаимодействие в группе часто создает эмоциональное напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого.
Создавая дополнительные трудности для ведущего, психологическое напряжение в группе может играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов.
При индивидуальной психологической работе конфликты между психологом и клиентом рассматриваются обычно как деструктивное явление или трактуются с психоаналитических позиций как эффект переноса (трансфера).
  • Группа в большей степени, чем индивидуальное консультирование, помогает процессам самораскрытия, самоисследования и самопознания. такое утверждение связано с тем, что иначе, чем через других, это в полной мере невозможно.
Взаимодействие с другими позволяет прояснить туманный образ своего Я. В случае индивидуальной работы с психологом этот процесс может быть растянут во времени.

Есть люди, которые совершенно не расположены к работе в группе. Согласно мнению целого ряда специалистов, не подходят для участия в групповой работе люди с очень высокой тревожностью, излишне эмоциональные, способные к сильным появлениям агрессивности, люди с низкой самооценкой (за исключением специальных тренингов уверенности в себе), конфликтные личности, ярко выраженные интроверты.

взято из книги И.В. Вачкова

@темы: групповая психотерапия

психологам и не только

главная